Меню

Донкихотство - как это понимается в наши дни


Донкихотство - как это понимается в наши дни

Донкихотство - как это понимается в наши дни




Проектно-исследовательская работа на тему

"Отражение принципов донкихотства и гамлетизма в произведениях литературы" ученика 11 "А" класса ГБОУ СОШ № 000

Волкова Владимира

1 слайд

Актуальность исследования

Гамлет и Дон Кихот - мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории. Они перестали быть Ламанчским рыцарем или датским принцем, а стали вечным выражением изначально присущих человеку стремлений преодолеть свою земную сущность и, презрев все земное, унестись в высь (Дон-Кихот) или способности сомневаться и искать (Гамлет).

2 слайд

Цель исследования:

    Изучить принципы донкихотства и гамлетизма и узнать, какие герои мировой литературы следуют им.

3 слайд

Задачи исследования:

    Выявить характерные особенности литературных героев (Дон Кихота и Гамлета) в произведениях "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Мигеля де Сервантеса и "Трагическая история о Гамлете, принце датском" Уильяма Шекспира; Выяснить, чем по сути своей являются донкихотство и гамлетизм; Найти в других произведениях мировой литературы героев, которые имеют сходство с вышеперечисленными прототипами; Доказать принципиальное сходство этих героев.

4 слайд

Объект исследования:

    Произведения русской литературы: "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова (первая половина девятнадцатого века) и "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева, а также произведение британской литературы "Гарри Поттер" Дж. Роулинг.

5 слайд


Предмет исследования:

    Принципы гамлетизма и донкихотства в произведениях мировой литературы.

6 слайд

Гипотеза:

    В литературных произведениях можно встретить героев, которые по своим жизненным принципам схожи с Гамлетом и Дон Кихотом.

7 слайд

Значимость исследования:

Настоящая работа будет способствовать пониманию важности существования художественных образов Гамлета и Дон Кихота в истории мировой литературы.

Практическое значение результатов исследования заключается в том, что работа может вызвать интерес к поиску психологических типов людей "Дон Кихот" и "Гамлет" среди окружающих их людей. Материалы проектно-исследовательской работы могут использоваться учащимися для выполнения своих письменных и устных работ, а также преподавателями при изучении соответствующих литературных произведений.

8 слайд

На защиту выносятся следующие положения:

    Выявлена взаимосвязь между героями мировой литературы и "общечеловеческими" образами (подобраны для аргументации два произведения русской литературы ("Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова - произведение первой половины девятнадцатого века; "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева - произведение второй половины девятнадцатого века), а также одно из зарубежной литературы ("Гарри Поттер" Джоан Роулинг) и доказано, что герои этих литературных произведений следуют принципам донкихотства и гамлетизма); Охарактеризованы "вечные" образы Гамлета и Дон Кихота; Сделан вывод о том, что творчество Уильяма Шекспира и Мигеля де Сервантеса оказало большое влияние на всю мировую литературу (а также современную концепцию психологических типов).

9 слайд

Что такое по сути своей "донкихотство" и "гамлетизм"?

Донкихотство - это благородно-идеалистическое поведение, свойственное донкихоту, но не соответствующее реальным событиям.

Гамлетизм - это состояние сомнений, неуверенности, необходимости выбора из взаимоисключающих решений.

Если говорить в двух словах, Дон Кихот характеризуется "бездумной активностью", а Гамлет "мудрой бездеятельностью".

10 слайд

Первое произведение, относящееся к отечественной литературе первой половины девятнадцатого века, в котором отражаются принципы гамлетизма и донкихотства, - "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова.

11 слайд

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, — "психологическая загадка", постоянно вызывающая самые разноречивые суждения. Он ищет свое место в мире, много путешествует, однако не может применить свои знания, умения и навыки в свете жизненных реалий. Всеобъемлющие амбиции героя не находят своего отклика в обществе. Кажется, именно поэтому Печорин более близок Дон Кихоту, а не Гамлету, однако со вторым его тоже роднит многое.

Датский принц выбрал по жизни путь «противоборства», по нему пошел и Печорин, он тоже мог сказать, что перенес все беды;

"…плети и глумленье века,  Гнет сильного, насмешку гордеца,  Боль презренной любви,  судей медливость,  Заносчивость властей и оскорбленья,  Чинимые  безропотной заслуге...".

12 слайд

В любви герои произведений Лермонтова и Шекспира не нашли себе спасения. История любви Печорина и Веры лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Он постоянно находился в состоянии сомнения: любит он или нет? Ответ на этот вопрос нашелся слишком поздно... Время ушло, и Веру не вернуть. 


У Печорина нет друзей. В дружбе между людьми подразумеваются откровенные отношения, а Печорин способен снять маску или стереть грим лишь перед самим собой. Всё это в совокупности и его нежелание измениться приводят к тому, что он обречён на одиночество, которое рано или поздно станет для него тягостным. Существует мнение, что один друг –  всегда раб другого, а Печорин говорил: «Рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный».

13 слайд

Ему тесен мир. Натура его "чисто внутренняя, созерцательная, субъективная, рожденная для чувства и мысли". Таким образом, можно сказать, что "гамлетизм" характерен для "героя нашего времени". Печорин в иную эпоху, чем Гамлет, при других исторических обстоятельствах переживает аналогичную с принцем Датским эволюцию. В романе Лермонтова первый этап, когда Печорин верил в людей и добро, как бы отсутствует. Но он звучит постоянно в подтексте не только «Героя нашего времени», но и в других произведениях Лермонтова. Печорин – «злобный и даже порочный, но не потому, что он таким рожден, а потому, что он таким стал, пройдя (как Демон) весь путь от любви и страстных порывов к добру до ненависти и презрения».

14 слайд

В исповеди Печорина мелькает мысль о том, что он не такой, каким кажется окружающим, что по природе своей он другой, что он некогда верил и любил, что изломан он жизнью, ожесточен обстоятельствами:

«Хотел он веровать добру, хотел молиться,  Примириться и любить.  Но не давали жить ему, так он решился  Других счастье погубить»

(из песни, посвященной поэме Лермонтова «Демон»)

Печорин не боится смерти, так как ему нечего терять. Он не верит в счастливую жизнь, является скептиком, презирает себя, не знает, чего хочет и зачем живет. 

15 слайд

Вывод по произведению

Подводя итоги, можно сказать, что, с одной стороны, Печорин - жертва собственного ума, "лишний человек" своей эпохи. Он не прошел испытания любовью и дружбой, одинок и эгоистичен. Таким образом, принципы гамлетизма присущи жизни героя Лермонтова.  В жизни каждого человека бывают моменты, когда приходится принимать решение, делать выбор. И в этом случае важно понять собственную ответственность за ход событий, занять активную позицию и действовать. Печорин и Гамлет сделали выбор: они не сломились под ударами судьбы, однако не могли действовать во благо себе и во благо окружающих, так как созданы для созерцания действительности. С другой стороны, Печорин по жизни не был пассивен, он искал, стремился, жаждал, но не мог применить себя в реалиях жизни, что доказывает наличие донкихотских черт в образе этого героя.

16 слайд

Второе произведение, относящееся к отечественной литературе второй половины девятнадцатого века, в котором отражаются принципы гамлетизма и донкихотства, - "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева.

17 слайд

Иван Сергеевич Тургенев, великий русский писатель, большое внимание в своем творчестве уделил исследованию гамлетизма и донкихотства. Первое для него - это олицетворение всего нового, продвинутого, всего того, в чем так нуждалась Россия девятнадцатого века. Второе же - противоположное ему естество, олицетворяющее отсталое, тяготеющее над развивающимся обществом. Принципами донкихотства и гамлетизма руководствуются герои романа "Отцы и дети".

Добролюбов видел в Гамлете предтечу Базарова, называя их обоих людьми практическими, тогда как Дон Кихот, по его словам, в практической реальной жизни человек ненужный и бесполезный.

18 слайд

"Без Гамлетов в тургеневском смысле, - писал Пятковский, - то есть без людей, имеющих смелость относиться критически ко всем готовым явлениям жизни, человеческое  развитие остановилось бы на  точке  замерзания",  тогда  как  "Дон-Кихоты  со  своими историческими идеалами" не нужны "на поприще реальной, действительной жизни" и их "исчезновение будет минутой окончательного торжества человеческого ума".

Гамлет в одноименном произведении говорит: "Век расшатался — и скверней всего, что я рожден восстановить его", Базаров же стремится не восстанавливать «расшатавшийся» век, а разрушать. Так сказать, доламывать. Чтобы дать дорогу новому времени, новым открытиям... В этом и состоит их противоположность. В финале романа Базаров уже философствует, как Гамлет: "... дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...".

Субъективными предпосылками нигилизма главного героя являются его независимый характер, самоуверенность, ум, скептицизм, самостоятельность (что присуще Гамлету): « Каждый человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я, например». С другой стороны, Базаров – разночинец, сын полкового лекаря. Он гордится тем, что его «дед землю пахал» и с презрением относится к аристократам. Дух отрицания проявляется во всем: во внешности, манере поведения, особенностях речи, высказываниях крайних взглядов.

19 слайд

Но Базаров руководствуется не только принципами гамлетизма, но и донкихотства. Он деятелен, находится на пути самосовершенствования и совершенствования мира, ведь он ученый. Такие люди являются двигателями прогресса в нашем мире. При этом и Дон Кихот, и Базаров - демократы (первый из них говорил: "Пусть слезы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача").

Исходя из вышеуказанных положений, можно сказать, что автор, противопоставляя в романе Павла Кирсанова и Евгения Базарова, сталкивает между собою Дон Кихота (который защищает свои аристократические принципы, которые уже ушли в прошлое, которые в данных жизненных реалиях не имеют места быть) и Гамлета (который относится ко всему скептически, к чему не прикоснулась его рука, и основывается лишь на собственных ощущениях, презирая всякие идеалы). Автор, оправдывая гамлетовский скептицизм, становится на позиции нигилизма, подобно своему герою Базарову.

20 слайд

Вывод по произведению

Таким образом, можно сказать, что в образе Евгения Базарова воссоединились лучшие черты Дон Кихота и Гамлета. Он противостоит окружающему миру и при том действует, а не находится в пассивном состоянии размышлений, как герой Шекспира.

Базаров говорит, что готовит себя к тому, чтобы делать «много дел», но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров – остается неясным. Он и сам об этом не думает, время не пришло. «В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», - говорит Базаров. А как мы знаем, отличительной  чертой Дон Кихота и является непонимание ни того, за что он борется, ни того, что выйдет из его усилий.

21 слайд

Третье произведение, относящееся к зарубежной литературе, в котором отражаются принципы гамлетизма и донкихотства, - "Гарри Поттер" Джоан Роулинг.

22 слайд

Бестселлер британской писательницы Джоан Роулинг приписывают к литературным произведениям "для лиц младшего возраста", однако серия романов не так проста, как кажется на первый взгляд. Поттериана - это особый мир, в котором есть любовь и ненависть, мудрость и глупость, реальное и фантазийное... Поэтому можно сказать, что данное произведение можно рассматривать с позиций исследования принципов донкихотства и гамлетизма.

"Когда мне будет 80 лет, и я буду сидеть в своем кресле-качалке, я буду читать Гарри Поттера. И моя семья спросит меня: «После стольких лет?», и я отвечу: «Всегда»".

(Алан Рикман)

Гарри Поттер уже в первой книге доказывает, что умеет действовать по ситуации. Когда, еще в «Философском камне», декан его факультета в Хоггвартсе, школе магии, Макгонагалл заметила мальчика летящим на метле при том, что мадам Трюк (одна из учителей) велела всем оставаться на земле, он был твердо уверен, что его накажут. Однако этот "проступок" приносит Гарри радостное знакомство с Оливером Вудом, которое потом подарит ему главное увлечение - квиддич (это волшебный вид спорта, где игроки летают на мётлах, закидывают мячи в кольца).

23 слайд

В третье книге серии (это "Узник Азкабана") Поттер сначала довольно быстро приспосабливается к маховику времени, о котором раньше и понятия не имел. Таким образом, можно сказать, что Гарри "не дружит" с планами как таковыми и легко меняет их по ситуации без малейшего дискомфорта для себя. Именно он обычно решает, как поступить всей своей компании в Хоггвартсе, и не только на правах лидера, больше потому, что он быстрее подстраивается под текущие реалии, может предложить нестандартное, а значит наиболее выигрышное решение, так как противник такого не ожидает.

Все это указывает на наличие в характере главного героя черт, присущих Дон Кихоту, следовательно, и жизненных позиций донкихотства в серии книг о Гарри Поттере, который ввязывался в приключения и "выходил сухим из воды", какие испытания бы ему ни посылались.

При этом, согласно современной концепции психологических типов Гарри Поттер, будучи Дон Кихотом, должен плохо разбираться в отношениях между людьми. Так и есть. Поначалу он не замечает чувств Джинни Уизли по отношению к себе, отношения между ее братом Роном и Гермионой Грейнджер.

24 слайд

С другой стороны, в серии представлены и "гамлеты". И если "Дон Кихот" в романе представлен в качестве главного героя, который, попадая в тяжелые ситуации, всегда интуитивно выбирает верное решение, то Люциус Малфой, жизненные позиции которого можно сравнить с представлениями шекспировского героя, - отрицательный персонаж.

Он появляется во второй книге серии ("Гарри Поттер и тайная комната") и сразу зарекомендовывает себя как аристократ, который ненавидит нечистокровных магов, один родитель которого - представитель волшебного мира, а другой - магл, не знающий и даже не подозревающий о магии человек. Пафос, некоторое "павлинство", придание себе значимости, которой он по сути не обладает, - все это воплощено в образе представителя старинной магической семьи Малфоев.

"Он презирает вас так же, как и меня. Молча" (О Люциусе).

25 слайд

Вывод по произведению

Таким образом, в серии книг о Гарри Поттере сталкиваются противоположные миры: двух факультетов Хоггвартса (Слизерина и Гриффиндора), их представителей (Гарри Поттера, его компании и Малфоя-младшего), аристократов, которые утверждают, что в жилах волшебника не должна течь кровь магла (то есть обычного человека) и "демократов", многие из которых и есть "полукровки"; а также миры "Гамлетов", которые лишь напускают на себя ложную значимость, и "Дон Кихотов", которые решительно действуют и спасают мира от темного владыки, от того, чье имя не принято называть.

26 слайд

Обобщение по работе

Подводя итоги, можно сказать, что в произведениях мировой литературы действительно есть герои, которые следуют принципам донкихотства и гамлетизма (в том числе Григорий Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", Евгений Базаров и Павел Кирсанов из романа Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", Гарри Поттер и Люциус Малфой из одноименного произведения британской литературы "Гарри Поттер" Джоан Роулинг). Каждый из них имеет общие черты характера с "общечеловеческими образами", созданными великими писателями Уильямом Шекспиром и Мигелем де Сервантесом. 

27 слайд

Вывод по работе

Таким образом, были изучены принципы донкихотства и гамлетизма, были выявлены характерные особенности литературных героев (Дон Кихота и Гамлета). Исследовательская работа выяснила, чем по сути своей являются донкихотство и гамлетизм; были найдены в других произведениях мировой литературы герои, которые имеют сходство с вышеперечисленными прототипами, а также было доказано принципиальное сходство этих героев.

Источник: https://pandia.ru/text/80/682/42339.php
  • Читать далее

  • Региональная  конференция творческих

    работ учащихся «Перспективный проект»

    Предмет – Литература

    Тема: "Дон Кихот в русской литературе.

     Донкихотство ".

    Выполнила ученица 6 «А» класса:

     Мильцева Екатерина

    МОУ Гимназия «Дмитров»

    Научный руководитель

    Шубенкина Рита Вячеславовна

    Учитель русского языка

    МОУ «Гимназия »Дмит

    Цель работа

    Изучить произведение «Дон Кихот»

    Задачи

    1.Найти произведение похожие на «Дон Кихот» в русской литературе

    2.Провести опрос в 6-ом, 7-ых и 10-ых классах

    3.Написание учениками сочинений в миниатюре

        

    Что такое донкихотство?

    Донкихотство – это Благородно-идеалистическое поведение, свойственное Дон  Кихоту, но не соответствующее реальным событиям.

    Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих произведений. Это была душа не способная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам. Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым. Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности». Мигель де Сервантес Сааведра родился предположительно 29 сентября 1547,Алкало-де-Энарес— всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».Мигель Сервантес родился в семье обедневших дворян, в городе Алкало-де-Энарес. Его отец, Идальго Родриго де Сервантес, был скромным лекарем, мать — Донья Леонор де Кортина — дочерью дворянина, потерявшего своё состояние. В их семье было семеро детей, Мигель стал четвёртым ребёнком. О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 года (день Архангела Михаила). Эта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алкало-де-Энарес. Некоторые биографы утверждают, что Сервантес учился в университете Саламанки, однако убедительных доказательств этой версии нет. Существует также неподтверждённая версия, что он учился у иезуитов в Кордове или Севилье. Причины, которые с подвигли Сервантеса покинуть Кастилию, остаются неизвестными. Был ли он студентом, или бежал от правосудия, или бежал от королевского ордера на арест за то что ранил Антонио де Сигура на дуэли — это ещё одна тайна его жизни. В любом случае, уехав в Италию, он занимался тем, что делали и другие молодые испанцы, так или иначе, для своей карьеры. Рим открыл для молодого писателя свои церковные ритуалы и величие. В городе, изобилующем древними руинами, Сервантес открыл для себя античное искусство, а также сконцентрировал своё внимание на искусстве эпохи Возрождения, архитектуре и поэзии (знание итальянской литературы прослеживаются в его произведениях). Он смог найти в достижениях древнего мира мощный импульс к возрождению искусства. Таким образом, не проходящая любовь к Италии, которая видна в его более поздних работах, была в своём роде желанием вернуться к раннему периоду Возрождения. Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом. Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её

    разнообразных проявлениях. почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где   занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях. С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда». Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд». Сервантес умер в один день с ещё одним великим писателем — Уильямом Шекспиром.(следует, однако, иметь ввиду что в Англии ещё действовал Юлианский календарь, а в Испании — уже Григорианский, то есть Шекспир в действительности умер 10 днями позже).

    В честь Сервантеса:

    Почтовая марка СССР, 1966 год

    В честь Сервантеса назван кратер на Меркурии.

    В честь героини новеллы Сервантеса «Цыганочка» назван астероид (529) Прециоза (англ.)русск., открытый в 1904 году.

    В 1966 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Сервантесу.

    Площадь Испании в Мадриде украшает скульптурная композиция, центральной фигурой которой являются Сервантес и его самые известные герои.

    Памятник Мигелю Сервантесу установлен в Москве в парке Дружбы.

    Народное творчество

    Донкихотство пошло из народных сказок. Я взяла в пример сказку  «Царевна-Лягушка». Там ради своей любви Иван совершал великие подвиги. Когда он сжёг лягушачью шкуру его возлюбленной, он отправился за ней к Кощею Бессмертному и победил его. Таких сказок очень много.

    Анализ Дон Кихота

    Образ Дон Кихота - это «вечный» образ. В нем отражено бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, исповедовать благородные, высокие идеалы - так называемое "донкихотство". Ради своих идеалов герой проявляет большую отвагу, он способен пожертвовать собой. Это вызывает настоящее уважение.ерой романа «Дон Кихот» живет ради идеалов. Это рыцарские идеалы благородства, чести, мужества, о которых он прочитал в книгах. Дон Кихот становится странствующим рыцарем и на своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагом.Проблематика «Дон Кихота» Сервантеса заключается в противоречии между рыцарскими идеалами Дон Кихота, и реальной действительностью, которая совсем не идеальна. Начитавшись рыцарских романов, главный герой седлает коня и отправляется на борьбу со злом. Воображение Дон Кихота делает из клячи - боевого скакуна Росинанта, из сельской девушки - прекрасную благородную даму Дульсинею, которой он посвящает свои рыцарские "подвиги". Земледелец Санчо Панса становится оруженосцем рыцаря.Воображение Дон Кихота упорно поддерживает его красивую рыцарскую иллюзию. Он представляет, что дама его сердца живет во дворце, потому что только так полагается прекрасным дамам. Дон Кихот верит в правдивость рыцарских романов, ему и в голову не придет, что они - вымысел.Но тот идеальный мир, в который верит Дон Кихот, не существует в действительности. Зато действительность демонстрирует глобальный Разлад с идеалом. Читатель видит, что реальность не похожа на красивую сказку рыцаря, а сам старик – увы, совсем не могучий герой. Дон Кихот в своем воображении видит замок, а на самом деле это постоялый двор. Он бросается драться с великанами, а читатель видит, что на самом деле это всего лишь мельницы. Отсюда и крылатое выражение: «воевать с мельницами».Дон Кихот пытается защитить несчастных, однако, получается еще хуже. Так, сельский паренек, за которого вступился Дон Кихот, получил после этого еще больше побоев от хозяина. Паренек в итоге проклинает всех странствующих рыцарей. Каторжане, которых освободил Дон Кихот , вместо благодарности забросали камнями его и Санчо. Дон Кихот воображает, что встречает другого странствующего рыцаря и отбирает у него медный щит, но на самом деле этот человек - цирюльник, что в дождь прикрыл голову медным тазом.В книжном мире не говорится о деньгах, о бытовых проблемах, о холоде и голоде, которые ждут путешественника на его пути. Но с первых же шагов Дон Кихоту и его верному оруженосцу Санчо Пансе приходится сталкиваться с суровым материальным миром.Единственное место, где якобы возрождается идеальный мир рыцарства, это герцогский замок. Но его жители просто излишне увлеклись розыгрышами, мистификациями и шутками.Конфликт между идеалом и действительностью в романе «Дон Кихот» состоит в том, что попытки главного героя творить добро, устанавливать справедливость, безуспешны. Этот романтик «один в поле не воин». Одинокий странствующий рыцарь Дон Кихот, даже имея самые лучшие намерения, даже не сидя без дела и стараясь делать добрые поступки, ничего не может изменить к лучшему в окружающем мире. Кихот - пародия на рыцаря, а роман Сервантеса является остроумной и меткой пародией на рыцарские романы. Герой часто смешон, читателю жаль его.

    Дубровский

    В произведение «Дубровский» главный герой  Владимир  Дубровский проявляет донкихотство к  Марье Троекуровой. Ради Марии Дубровский, ушедший в разбойники от всех навалившихся на него несчастий, отказывается от мести. Готовый на подвиги ради любимой, Владимир проникает в дом под видом учителя-француза Дефоржа. Своей выдержкой, спокойствием, чувством собственного достоинства, благородством, смелостью он покоряет сердце юной Маши. Именно высокая порядочность заставляет Дубровского признаться Марье Кирилловне, кто он есть на самом деле. Он не хочет осквернять чистое чувство ложью и недомолвками, прекрасно отдавая себя отчёт в опасности подобного заявления. Однако лучшие душевные качества Маши не позволяют ей тайком, обманом покинуть дом своего отца, и она теряет единственную возможность обрести счастье рядом с любимым человеком. Несмотря на трагический финал, трудно представить себе любовь более романтическую, чем любовь Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

    Капитанская дочка

    В произведение « Капитанская дочка»  А. С. Пушкина  донкихотство происходит со стороны Петра Гринёва к Марии Мироновой. Он совершает опасную поездку, чтобы вернуться в деревню, где находится его возлюбленная. И после армии Гринёв отправляется в ссылку в Сибирь. Впервые Пётр Гринёв знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьёзной, легкомысленной девушке. Гринёв проникает глубокой симпатией, и с каждым днём эта симпатия становилась всё больше и больше. Пётр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек. Первым человеком, которого больной и слабый после поражения в дуэли Гринёв увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария. Роман заканчивается более, чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии и Петра.

    Идиот

    В произведении Достоевского «Идиот» у князя Мышкина вызывает сострадание и жалость Настасья Филипповна. Сама Настасья Филипповна,  запутавшись в своих чувствах, мечется Парфеном Рогожиным и князем Мышкиным, соглашается на брак то с одним, то с другим и в финале погибает от ножа Рогожина. Когда князь Мышкин впервые предположил ей выйти за него замуж, она отказалась, и уехала с Рогожиным. Князь Мышкин покорённый красотой Настасьи Филипповны приходит к ней вечером, там она и отказала ему. Роман «Идиот» стал реализацией          давних творческих задумок Ф.М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». Князь Мышкин большую часть своей жизни провёл замкнуто. Лев Николаевич символически выполняет миссию Иисуса Христа и, так же как и он, гибнет любя и прощая человечество. Так же как и Христос, князь, пытается помочь всем людям, которые его окружают, он пытается будто бы вылечить их души своей добротой и неимоверной проницательностью. Так и проявляется донкихотство к людям. Роман наполнен символами, здесь князь Мышкин символизирует христианскую любовь, Настасья Филипповна - красоту. Отсутствие веры и духовности становятся причинами трагедии случившейся в финале романа, значение которого расценивается по-разному. Автор акцентирует внимание на том, что физическая и душевная красота погибнет в мире, которой ставит в абсолют только корысть и выгоду.

    Практическая работа

    В 6-х классах донкихотством считают подвигами ради народа или любви. А произведениями с признаками донкихотства считают «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и «Детство Тёмы» Гаршина-Михайловского.

    В 7-ых классах считают, что это рыцарство или подвиги ради народа или любви. А произведениями, где есть   донкихотство «Бородино» М.Ю. Лермонтова, « Евгений Онегин», «Дубровский» и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

    Десятиклассники полагают, что донкихотство - это рыцарство, символ благородства. И приводят в пример такие произведения художественной литературы «Старуха Изергиль»  Максима  Горького, « Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

    Так же 6 «А» класс написал сочинения в миниатюре на данную тему. Вот несколько из них.

    1.      Бакланова Анна

      Дон Кихот – известный литературный персонаж, который стал символом храбрости и примером для подражания многим людям

      Пример донкихотство часто встречается в русской литературе. В произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Там повествуется о храбрости и геройстве главного героя.

      Вот какие произведения русской литературы я знаю с донкихотством.

    2.      Петров Александр

      Донкихотство проявляется во многих произведениях русской литературе. О них я и хотел бы рассказать.

      Одно из произведений, которое мне приходит на ум «Чучело». Девочка, принимает на себя все тяготы, вместо своего одноклассника Димы. Ещё одно произведение – «Ночевала тучка золотая». Автор этого произведения, Анатолий Приставкин, показал чувства настоящей любви к ближнему. Два брата – Коля и Саша, заботилась об их учителе Регине Петрововне. Молодая женщина взяла на Воспитание двоих братьев, поскольку те сами этого хотели. Мальчики, влюбившись в одну девочку, во всём ей помогали, не щадя живота своего. Всё это было в годы второй мировой войны.

    3.Бакланова Ульяна

      Во многих произведениях русских писателей мы встречаемся с донкихотством. Что же такое донкихотство?

      Донкихотство – это совершение подвигов во имя любви. Одним из таких героев является Дубровский из одноимённой повести А. С. Пушкина. В ней главный герой рисковал жизнью, чтобы спасти любимою, но было уже поздно. Ещё одно такое произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

      Я думаю, донкихотство нужно в любое время.

    4.      Ремизов Александр

      В русской литературе существует множество аналогов зарубежной литературе.

      Сначала рассмотрим вопроса «Что же такое донкихотство?» Кто читал это произведение, тот с лёгкостью ответит на вопрос, а кто не читал можно привести множество аналогов. Например: «Дубровский» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Таких произведений очень много в русской литературе, но множество из них мы не проходим по школьной программе.

      Я сделал для себя вывод, что множество русских произведений можно провести аналогом «Дон Кихот».

        

               

    Выводы

    1.В русской литературе можно найти много произведений с признаками донкихотства .

    2. Опрос показал, что подростки и уже взрослые ребята знают  многие произведения русских писателей, в которых  присутствует донкихотство .

    Приложение

     

    Сервантес, Мигель де                                Иван Царевич из «Царевна Лягушка»

      

    Дон Кихот из «Дон Кихот»                       Дубровский из произведения «Дубровский»

     

    Пётр Гринёв из «Капитанская дочка»         Князь Мышкин из произведения «Идиот»

         

    Опрос в 6 «А»                                                   Опрос в 6 «А»

     

    Опрос в 6 «А»                                              Сочинение Петрова Александра

    Сочинение Баклановой Ульяны

    Литература

    1.      А. С. Пушкин «Дубровский» 1985 г. Москва «художественная литература»

    2.      htth://ru.wikipedia.org – Википедия

    3.      htth://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/kapitan.txt – А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    4.      htth://loveread.ws/read_book.php?id=3624&p=5 – Мигель Де Сервантес «Дон Кихот» в 2 частях

    5.      htth://www.briefly.ru/Dostoevsky/idiot/ - Ф. М. Достоевский «Идиот»

    6.      htth://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-narodnie-skazki/ivan-durak.html– русские народные сказки «Иван Дурак», а так же «Царевна Лягушка»


    Источник: http://shubenkinarita.blogspot.com/2016/09/blog-post_88.html