Меню

Пожалуйста, прочтите это сообщение


Пожалуйста, прочтите это сообщение



Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я.."

Стих «Узник» написан в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря - выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стиха - тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел - пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода - это естественное состояние каждого живого существа.

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!»

Главная > Литература > Кто автор строк сижу за решёткой в темнице сырой

  • Это Пушкин))
    А у Лермонтова «Отворите мне темницу… «
  • Пушкин, узник
  • УЗНИК

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Александр Пушкин:
Алекса’ндр Серге’евич Пу’шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и прозаик. Член Российской академии (1833).

Большинство биографов и библиографов Пушкина говорят о нём как великом или величайшем русском поэте , как о создателе новой русской литературы, в своем творчестве утвердившем нормы современного русского литературного языка . Его произведения признаются эталоном языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии .

Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно . Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» не только среди современников, но и русских поэтов всех времён, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского
Псевдонимы:
Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,
Феофилакт Косичкин (журнальный) , P. Ст. Арз. (Старый Арзамасец). А. Б.
Дата рождения:
26 мая (6 июня) 1799
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 января (10 февраля) 1837 (37 лет)
Место смерти:
Санкт-Петербург, Российская империя
Род деятельности:
поэт, прозаик, драматург
Годы творчества:
1814-1837
Направление:
романтизм, реализм
Жанр:
Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драма
Язык произведений:
русский, французский
Дебют:
К другу стихотворцу (1814)

  • скока сидишь?
  • Александр Пушкин

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!


    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • А. С. Пушкин)
  • О, я учил этот стих в 4 классе. Написал Пушкин!
  • Пушкин, Александр.
  • Пушкин А. С.
  • А. С. Пушкин
  • Лермонтов
  • Эх, стыдно не знать! Александр Сергеевич.
  • Мой мирФотоВидеоБлог

    Сариэль Меню пользователя на ответах Ученик (113)7 часов назад (ссылка)
    Нарушение! Нарушение! Подарить стикер! NEW



    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы - в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря - оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал. И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” - призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе - в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим! ” - призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора! ” В этих словах - мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода - естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим! ” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он - в словах: “… лишь ветер. да я! ”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно.
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

    Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

    А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

    Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».

    В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

    Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

    Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

    УЗНИК
    Александр Пушкин

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормлённый в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я..»

    Популярный ныне напев относится ко второй половине XIX века, когда пушкинский «Узник» получил широкое распространение в революционной среде и стал народной песней, неоднократно записанной фольклористами в живом бытовании. «Переделанный» вариант «Узника» получил широкое распространение в качестве «тюремной» и «блатной» песни.

    Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

    Романсы на стихотворении создали более 40 композиторов: Александр Алябьев (1832), Александр Даргомыжский (1850-е гг.), Антон Рубинштейн (1860), Полина Виардо (1864), Николай Метнер (1929) и другие.

    Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.

    Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

    ФОЛЬКЛОРИЗОВАННЫЕ ВАРИАНТЫ (5)

    1. Узник

    Сижу я, мальчишка,
    В темнице сырой,
    Ко мне прилетает
    Орел молодой,
    Он вымолвить хочет:
    - Давай улетим,
    Улетим далеко, в дальние края,
    Где солнце не всходит, месяц никогда,
    За высокие горы, за синие моря...
    По синему морю плывут корабли,
    Два корабля белы, третий голубой,
    Во этом корабле сидит милый мой.

    Записана от Лебеденковой А. Т., 1917 г. р., г. Иссык, в 1976 г. Фольклоризованный песенный вариант стихотворения А. С. Пушкина "Узник". Авторский текст "Песни и романсы русских поэтов", серия "Библиотека поэта", М.-Л., 1965, № 186, значительно изменен. Всего записано 6 текстов песни. У Савиновой В. А.:

    Напрасно, напрасно
    В окошко гляжу...
    В Сибирские края...
    Где люди не робят,
    Празднуют всегда.

    Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 282.

    2. Сижу за решеткой в темнице сырой
    (Народный вариант "Узника" А. С. Пушкина)

    Сижу за решеткой
    В темнице сырой,
    Да вскормленный на воле
    Орелик молодой.

    Эх, и да вскормленный на воле
    Орелик молодой.

    Мой верный товарищ,
    Махая крылом,
    Да кроваву пищу
    Клюет под окном.

    Эх, и да кроваву пищу
    Клюет он под окном.

    Клюет он и бросает
    И смотрит в окно
    Да как будто со мною
    Задумал он одно.

    Эх, и да как будто со мною
    Задумал одно.

    Зовет меня он взглядом
    И криком своим
    И он вымолвить хочет:
    "Давай, брат, улетим".

    Мы вольные птицы,
    Пора, брат, пора,
    Да острог нам не батька,
    Тюрьма нам не сестра.

    Эх, да и острог нам не батька,
    Тюрьма нам не сестра.

    Туда, где синеют
    Морские края,
    Туда, где гуляет
    Лишь ветер да я.

    Эх, и да туда, где гуляет
    Лишь ветер да я.

    Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярк: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995.

    Сижу за решеткой в темнице сырой...

    Сижу за решеткой в темнице сырой,
    В стремленной неволе орел молодой,
    Мой грузной товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном.

    Как будто со смною задумал одно,
    Зовет меня взглядом и криком своим,
    Вымолвит:

    Хотишь, давай полетим!

    Мы вольные птицы, давай улетим,
    Пора, брат, пора. Туда,
    Где сияют морские края,
    Туда, где белеет над тучей гора,
    Туда, где гуляет лишь ветер да я.

    Сидел за решеткой...

    Сидел за решеткой
    Орел молодой,
    Кровавую пищу он носом клювал,
    Клюет и бросает, сам смотрит в окно,
    Он ждет, дожидает себе сокола.
    Задумал, товарищ, задумал одно:
    - Давай, брат, слетаем -
    Давай полетим,
    Давай, брат, слетаем
    За синее море.
    На синем-то море
    Волнует волна,
    За этой волною
    Синеет гора.
    За этой горою
    Белеет тюрьма.
    Во этой тюремке
    Разбойник сидит,
    Засажен мальчишка
    Шестнадцати лет.
    Он ждет, дожидает себе палача.
    Палач открыл двери -
    Разбойник в окно.
    Палач оглянулся -
    Разбойничек тут,
    Мечом размахнулся -
    Разбойничка нет.

    Сижу за решеткой в темнице сырой...

    Сижу за решеткой

    в темнице сырой,

    Ко мне прилетает

    орел молодой. (2 раза)

    Он крыльями машет,

    стучит под окном. (2 раза)

    Товарищ, товарищ,

    пора нам туда (2 раза)

    За высокие горы,

    во темные леса, (2 раза)

    Где солнце не всходит,

    и месяц никогда (2 раза).

    Где снежки белеют, синеют моря.
    По синему морю

    плывут корабли (2 раза).

    На первом корабле -

    машут паруса, (2 раза)

    На втором корабле -

    матрос молодой, (2 раза)

    На третьем корабле сидит

    мать с отцом.


    Гуревич А.В., Элиасов Л.Е. Старый фольклор Прибайкалья. Том первый. Улан-Удэ, 1939. С. 1-2. Раздел «Бродяжьи тюремные песни», №№1-3. С прим. (с. 441-443):

    1. Текст записан т. Дмитриевым К.А. со слов т.т. Греблищикова А.Д., Лобазерова Г.Т. И Солодухина в. Б. Куналей, Тарбагатайского района, БМАССР, 1936 г.

    2. Текст записан Гуревичем А.В. со слов т. Башаровой В.Ф., 75 л., рыбачка, в. Усть-Баргузине, Баргузинского аймака, БМАССР, 1927 г.

    3. Текст записан Гуревичем А.В., со слов т. Кликунова Т.Ф., рабочего рыбоконсервного завода, в. Усть-Баргузин, Баргузинского аймака, БМАССР, 1927 г.

    «Узник» А.С. Пушкина записан собирателями в разных концах Сибири. Вот несколько вариантов:

    I. Сидит за решеткой орел молодой,

    Клюет и бросает, сам смотрит в окно...
    Любезный, брат-товарищ, задумал одно...
    Чево ты задумал, чево загадал?
    Полетим, брат-товарищ, за сини-моря:
    На синем на море волнует струя,
    За этой струею белеет гора,
    За этой горою разбойник живет:
    Разбойник, палачник, на смерть палача.

    (Н.М. Костюрина «Сибирские народные песни, записанные в подгородных деревнях около Тобольска летом 1894 года. С приложением некоторых мелодий», с примечаниями члена редакционной комиссии Л.Е. Луговского). «Ежегодник Тобольского губернского музея», - 1895 г., выпуск III, стр. 54, текст №78 - «Проголосные песни».

    II. Сидел за решеткой орел молодой,
    Клевальную пищу клюет под окном,
    Клюет он, бросает, сам смотрит в окно:
    Постой, брат, полетим, постой, полетим
    За сине за море...
    За синем за морем чернеет гора,
    За этой горою белеет тюрьма;
    Во этой тюремке разбойник сидит,
    Ждет он веселого дня,
    Себе палача.
    - Сруби мою голову,
    Спали телеса,
    Развей ты мой пепел
    Во темны леса.

    (В. Арефьев - «Несколько тюремных и поселенчнских песен», газ. «Енисей», 1898 г. №89, стр. 2-3). (Песня записана в Енисейском округе).

    III. Сидит за решеткой орел молодой,
    Питательну пищу клюет под окном,
    Клюет он, бросает, сам смотрит в окно.
    - Давай, брат, сполетим, давай улетим.
    - Куда мы полетим, куда полетим?
    - За горы высоки, за темны леса,
    За тою горою синеет волна,
    За тою волною чернеет тюрьма.
    В тою тюрьме разбойник сидит,
    С часу на минутку казни он ждет.
    - Точите кинжалы, точите острей.
    Режьте меня, режьте скорей.
    Того я достоин, того заслужил.

    (В. Плотников «Песни казаков сибирского казачества». Записки Семипалатинского отдела Зап.-Сиб. отд. Русского Географического Общества», выпуск I-й, Семипалатинск, 1911 г., стр. 49, «Проголосные», текст №14).

    IV. Сидел за решеткой
    Орел молодой.
    Клевальную пищу
    Клюет под окном,
    Клюет и бросает,
    Сам смотрит в окно.
    И один мой товарищ
    Задумал одно.
    Куда ж мы, товарищ,
    С тобой полетим?
    Полетим, товарищ,
    На сини моря.
    На синем на море
    Бушует волна.
    За этой волною
    Белеет тюрьма.
    Во этой тюремке
    Несчастный сидел.
    Несчастный сидит,
    Сам в окошко глядит.
    В окошко глядит -
    Палача к себе ждет.
    Идет палач в тюрьму
    И кнут на руке.
    Зашел палач в тюрьму -
    Разбойника нет.
    Зацыкал, затопал,
    Разбойник пришел.
    - Судите, рядите,
    Начальство, меня,
    Бейте плетями
    Спину вы мою,
    Знать я, мальчишко,
    Достоин тому.
    Смотрите, ребята,
    В подзорну трубу -
    Иду на смерть я.
    Жгите, палите
    Костры из огня,
    Точите, вострите
    Ножи и копья,
    Секите, рубите
    Главу вы мою,
    Бросайте в огонь
    Вы мясо мое,
    Пущай горит мясо,
    Пылат из огня.

    (Песня записана А.В. Андриановым в деревне Жилиной, Барнаульского уезда, Томской губернии. «Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества» том I-й, выпуск I-й, Красноярск, 1902 г., текст №41, стр. 154).

    Свободолюбивый красавец-русофоб, презиравший свет, ученик Пушкина, убитый снайпером с горы, и другие знания, полученные на школьных уроках и из просветительских телепередач, которые срочно нужно забыть

    Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 год

    1. Лермонтов родился в Тарханах

    Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.

    2. Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений

    Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го-ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере-вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон-тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)


    Маршировка юнкеров Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Литография с рисунка Акима Шан-Гирея. 1834 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

    3. Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

    Все это ни на чем не осно-ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления , кото-рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото-рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.

    4. Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи

    На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче-ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер . Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.

    Видимо, такое представление о внешности Лермонтова сложилось под влиянием его персонажа. Так, в мемуарах и беллетристике периодически встречается упоминание о взгляде Лермонтова: язвительном, злобном, преследующем. Но большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, широкий в плечах, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах. В юнкерской школе он сломал ногу и потом прихрамывал. Один из мемуаристов отмечал, что из-за какой-то врожденной болезни лицо Лермонтова иногда покрывалось пятнами и меняло цвет. Впрочем, есть и упоминания о том, что Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола.

    6. Пушкин был учителем Лермонтова

    Часто говорят, что Пушкин был учителем Лермонтова; иногда рассказывают, что, переехав в Петербург и познакомившись с пушкинским окружением, поэт из благоговения боялся знакомиться со своим кумиром. Лермонтов действительно находился под впечатлением от романтических поэм Пушкина и под их влиянием создал несколько своих собственных. Например, у Лермонтова есть поэма с тем же названием, что и у Пушкина, — «Кавказский пленник». В «Герое нашего времени» многое взято из «Евгения Онегина». Но влияние Пушкина не стоит преувеличивать , он был далеко не единственным образцом для Лермонтова.


    Пушкин и Гоголь. Миниатюра А. Алексеева. 1847 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

    Иногда говорят, что даже в гибели на дуэли Лермонтов «подражал» Пушкину, но это мистическая интерпретация, не основанная на фактах. На последнюю пушкинскую дуэль скорее похожа первая лермонтовская — с французом Эрне-стом де Барантом, ранее одолжившим оружие секунданту Дантеса. Дуэль Лермонтова с де Барантом окончилась без урона для обоих противников, однако поэт был отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся.

    7. Лермонтов написал «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

    Нет, это стихи Пушкина. В авторах классических русских стихотворений неред-ко путаются даже школьные учителя: «Весеннюю грозу» Тютчева приписывают Фету, «Под насыпью, в рву некошеном» Блока — Некрасову и так далее. Обыч-но под текст «подбирают» автора с соответствующей репутацией; за Лермонто-вым в русской культуре прочно закреплен ореол мрачного изгнанничества, романтического одиночества и порыва к свободе. Поэтому кажется, что пуш-кин-ский «Узник» больше подходит Лермонтову, чем его собственное стихо-тво-рение с тем же названием («Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня…»).


    Лермонтов, Белинский и Панаев. Иллюстрация к «Журналисту, читателю и писателю». Рисунок Михаила Врубеля. 1890-1891 годы Государственная Третьяковская галерея

    8. Лермонтов с ранней юности был гениальным поэтом

    Поэт якобы состоялся в ранней юности, как и Пушкин. На самом деле раннее поэтическое творчество Лермонтова в значительной степени подражательно и содержит множество прямых заимствований, которые без труда были распознаны современниками. Белинский предполагал, что стихотворения Лермонтова, которые ему не нравились, «принадлежат к самым первым его опытам, — и нам, понимающим и ценящим его поэтический талант, приятно думать, что они [первые опыты] не войдут в собрание его сочинений».

    9. Лермонтов, свободолюбивый, словно Мцыри, скучал в высшем свете и презирал его

    Лермонтов действительно тяготился неестественностью поведения людей в высшем свете. Но одновременно сам участвовал во всем, чем жило светское общество: в балах, маскарадах, светских вечерах и дуэлях. Скучая, поэт, как и многие молодые люди в 1820-1830-е годы, подражал Байрону и его герою Чайльд-Гарольду. Представление о Лермонтове как о противнике высшего света закрепилось в литературоведении в советское время, очевидно, благодаря «Смерти поэта», в которой речь идет об ответственности император-ского двора за смерть Пушкина.


    Источник: https://bogemasamara.ru/krovavuyu-pishchu-klyuet-pod-oknom-sidel-za-reshetkoi-lermontov-s-rannei/
  • Читать далее

  • В заметке про «Пилите, Шура, пилите» читатель в комментариях спросил, знаю ли я, кто написал стихотворение «Узник».

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Я сразу дал правильный ответ. Потому что прекрасно знаю, что Пушкин.

    Но как оказалось, многие уверены, что это Лермонтов.

    Один мой знакомый бил себя кулаком в грудь, и утверждал, что он в школе учил это стихотворение и автор был Лермонтов.

    Пока я ему не показал «Узника» в книге «Полное собрание сочинений в 20 томах» Александра Сергеевича Пушкина, он отказывался мне верить.

    Великий русский поэт написал стихотворение в 1822 году.

    Так почему же многие уверены, в авторстве Лермонтова?

    А дело в том, что у Михаила Юрьевича тоже есть «Узник».

    Отворите мне темницу,
    Дайте мне сиянье дня,
    Черноглазую девицу,
    Черногривого коня!
    Я красавицу младую
    Прежде сладко поцелую,
    На коня потом вскочу,
    В степь, как ветер, улечу.

    Лермонтов создал свой вариант в 1837 году.

    У каждого из них было по «Узнику».

    Разгадка

    Некоторым кажется, что виноват стиль, который использовал Пушкин. Очень похож на Лермонтова.

    За Михаилом Юрьевичем закрепилась слава изгнанника, одинокого странника, рвущегося к свободе. Конечно, пушкинский «узник» подходит такому образу гораздо больше, чем собственное произведение Лермонтова.

    Всё это проявление эффекта ошибочной памяти. Мы помним вещи так, как нам их проще запомнить.

    Правдоподобность не так важна, как лёгкость ассоциаций. И «орёл молодой» для нас это Лермонтов. И уж никак не Пушкин.

    Жаль, что в жизни всё иначе.

    Ну и дела

    Сейчас я вам расскажу просто вопиющий случай. Если вы корите себя за то, что не знаете поэтов – расслабьтесь. Всё не так плохо.

    В одной школе ученик читал наизусть «Узника» Пушкина. Выслушав стихотворение, учительница сказала, что это не Пушкин.

    – Неси книгу, – потребовала она.

    Книги у мальчика с собой не было и доказать авторство он не смог. Что ему поставили я не знаю, но надеюсь, что справедливость всё-таки восторжествовала.

    На родительском форуме есть целая ветка, где родители собирают ошибки педагогов с «Узниками».

    Уж если учителя ошибаются, то что говорит о далёких от поэзии людей.

    Ведь приписывают же «Весеннюю грозу» Тютчева – Фету.

    Ну и вообще, «Муму» написал Тургенев, а памятник Пушкину.

    Признавайтесь, тоже думали, что Лермонтов?

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1c65f662ca7100ad913f41/5df76023e6e8ef00ad68b911