Меню

Морская практика для новичков Яхтенные термины


Морская практика для новичков Яхтенные термины

Морская практика для новичков Яхтенные термины



Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Парус

Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию.  А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

 

Мачта

Мачта — это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Гик

Вооружение гика :1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты — это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Грот (парус)

Яхта идет курсом бейдевинд.

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Генакер

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот

Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

ФАЛ

Хотя фалы и предназначены для подъема парусов, иногда на них неплохо и поразвлекаться.)

Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) — название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Так же популярный аттракцион - Катание на кранцах за яхтой. (кстати, кранец привязан к корме яхты концом) )))

Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.

Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз - просто кухня

Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

И наконец - Адмиральский час

Issuing the grog ration, c 1900.

Адмиральский час — предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Ну за тех кто в море!

 

 

 

Источник: http://ocean-regatta.ru/bez-rubriki/chto-takoe-yahta/
  • Читать далее


  • Краткий словарь морских терминов

    Анкерок – бочонок для пресной воды.

    Бак – носовая часть верхней палубы.

    Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

    Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.

    Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.

    Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

    Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.

    Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.

    Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.

    Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.

    Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.

    Бухта троса – свернутый кругами трос.

    Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.

    Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.

    Верп – небольшой якорь.

    Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.

    Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.

    Галион – тип большого парусного судна.

    Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

    Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

    Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.

    Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.

    Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.

    Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

    Грот – нижний парус на грот-мачте.

    Грот-мачта – вторая от носа мачта.

    Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.

    Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.

    Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.

    Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.

    Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.

    Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.

    Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

    Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

    Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.

    Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.

    Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.

    Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.

    Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.

    Корма – задняя оконечность (часть) судна.

    Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.

    Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.

    Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.

    Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.

    Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

    Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.

    Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.

    Миля морская – равна 1852 метрам.

    На борт (руль) – повернуть руль до отказа.

    Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

    Найтовы – тросовые или цепные крепления.

    Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

    Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.

    Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.

    Обводы – формы и линии корпуса судна.

    Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.

    Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

    Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.

    Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

    Подвахтенные – сменившиеся с вахты.

    Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.

    Полубак – площадка над палубой на носу судна.

    Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.

    Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.

    Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.

    Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.

    Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

    Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.

    Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».

    Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.

    Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.

    Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.

    Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.

    Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.

    Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.

    Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.

    Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.

    Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.

    Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

    Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

    Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.

    Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.

    Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).

    Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.

    Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.

    Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.

    Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.

    Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.

    Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.

    Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.

    Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.

    Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.

    Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.

    Фок – нижний парус на фок-мачте.

    Фок-мачта – передняя мачта.

    Фор-ванты – ванты фок-мачты.

    Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.

    Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

    Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.

    Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.

    Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.

    Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.

    Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.

    Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.

    Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.

    Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.

    Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.

    Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

    Шторм-трап – веревочная лестница.

    Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.

    Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.




    Источник: http://londonjack.ru/slovar_morskih_terminov.html