Меню

Бредень рыболовный


Бредень рыболовный

Бредень рыболовный



1.5. Мотня

Мотня должна иметь: 1)объём, соответствующий уловам невода при наибольшем ходе рыбы; 2) вход достаточно широко открытый и создающий для рыбы впечатление свободного выхода в момент тяги невода; 3) достаточную загрузку по верхней и нижней тетивам, чтобы при напоре рыбы, в случае больших уловов, тетивы не сближались и не открывали выход рыбе; 4) требуемых размеров ячею из достаточно толстой и прочной нитки; 5) при притонении с глубин надлежащую высоту невода у мотни и высоту самой мотни, обеспечивающей глубину участка в месте притонения полностью. Мотня всегда делается равнобокой (симметричной). Окружность входа в мотню, с учётом посадки на тетивы и крылья, должна соответствовать сумме сторон щели в неводе, образуемой крыльями и тетивами, в которую вставляется мотня. Ширина щели в неводе для мотни по тетивам колеблется от 1 до 2 м, часто мотня садится на свои тетивы, представляя самостоятельную часть, быстро соединяемую и разъединяемую с крыльями при больших уловах, что особенно целесообразно при укрупнённом подлёдном лове. Длина мотни делается не менее, чем в полторы высоты невода врастяг. Мотня присаживается к крыльям на треть и гуще, т. е. наполовину, но никак не реже. Шов, соединяющий мотню с крыльями, должен быть свободным, без натяжения кромок крыльев, в противном случае на крыльях образуются мешкообразные пазухи, а мотня будет узкогорлой, со сжатым входом. Наиболее простые типы мотни для озёрных неводов следующие: Коническая, без швов — вяжется на руках, начинаясь с 30—60 ячей, с последова-тельной прибавкой ячей, через 3—4—5 рядов, окружность входа достигает нескольких сот ячей, в зависимости от высоты невода и размеров ячеи. Употребляется большей частью на речных неводах. Коническая, сшивная—устраивается из готовой дели, которая нарезается узкими полосками разной длины. Каждая полоса дели своими узкими кромками сошворивается вместе, образуя кольцо. Окружность первого кольца должна соответствовать горлу мотни в неводе, следующие кольца делаются соответственно всё меньших и меньших размеров. Самые задние кольца мотни могут устраиваться из более частой дели. В зависимости от длины мотни и ширины колец последних ставится несколько штук. Чем их больше, тем плавнее переход от кольца к кольцу. Необходимо строго следить за правильностью усаживания кромки длинного кольца к кромке короткого, что достигается счётом ячей. Хвост мотни складывается и зашворивается поперечным швом, располагающимся горизонтально к неводу. По бокам мотни идут два шва: один образован швами колец, другой—фальшивый. Вдоль заднего и боковых швов пускают тонкую верёвку, образующую у задних углой мотни петли—за них расправляют мотню при тяге и развешивают для просушки. Клиновая—делается из готовой дели. Верх и низ мотни делаются _из одного куска дели требуемой длины, перегибаемого пополам. Бока мотни составляются из трапециевидных клиньев. Клинья сшиваются друг с другом косыми кромками, отчего становятся перпендикулярно друг к другу. Длинные кромки сшитых попарно клиньев, равные по длине половине прямого столба, пришвориваются к этому длинному столбу (плахе), образующему верх и низ мотни, короткие кромки клиньев сошвориваются друг с другом. При изготовлении мотни больших размеров количество клиньев увеличивается. Швы делаются прочные, с пропуском шнурков или тонких верёвок. Место перегиба плахи в хвосте мотни Цилиндрическая—состоит из прямых столбов дели, нарезанных в количестве, обеспечивающем свободное горло мотни. Длина столбов равна удвоенной длине мотни. Сотворенные друг с другом столбы перегибаются пополам и боковые кромки сшиваются с пропуском верёвок. В месте сгиба столбов делается фальшивый шов с некоторым сбором ячей (чтобы хвост, был уже) и пропуском верёвки. В углах мотни верёвки образуют петли, они служат для расправления на ходу и просушки. По объёму это самая широкая и вместительная мотня. В высоких неводах, чтобы уменьшить размеры мотни и облегчить её (при отсутствии больших уловов), мотня устраивается с горлом меньшим, чем это нужно по высоте невода. С этой целью просвет (щель) невода между крыльями от нижней тетивы закрывается на известную высоту куском дели—«рубашкой», являющимся как бы продолжением крыльев. Однако, этот кусок дели является составной частью не крыльев, а нижней части мотни. В клиновой мотне для этой цели нижнюю часть плахи мотни пускают длиннее на такую величину, которая впоследствии составила бы рубашку. Если мотня длиной в 10 м, а рубашку делают в 2 м, то перегибной столб делают в 22 м, перегибают его с одного конца на 10 м и вшивают клинья, двухметровый конец остаётся свободным. При вшивании мотни в невод поперечная кромка у рубашки садится на нижнюю тетиву, а её бока сшиваются с крыльями, далее с крыльями сшиваются боковые кромки самой мотни, а верхняя часть её садится на верхнюю тетиву. Мотню можно делать и с двумя рубашками, причём верхняя рубашка делается короче, чем нижняя. При расчётах дели на мотню вычисляется сумма сторон просвета для мотни в неводе к удвоенной высоте невода прибавляется 2 или 3 м, так как по тетивам мотня занимает расстояние по 1—1,5 м. Далее определяется ширина дели в посадке в 1/3 или 1/2. Полученную величину окружности просвета делят на ширину дели в посадке и получают количество столбов (резей), которое необходимо взять. Так как мотня по длине делается равной полуторной и даже, удвоенной высоте невода, то путём перемножения количества резей на длину мотни получают цифру необходимого количества дели в метрах. При устройстве мотней клиновых и с рубашками делают соответствующие поправки. В случае, если количество резей получается нечётным, делают его чётным в большую или меньшую стороны, смотря по тому, что выгоднее, и соответственно изменяя при устройстве мотни густоту посадки. Рекомендуется применять прямоугольную более уловистую мотню. Длина приводов 20-50 м, делают их из тяжелой дели Крылья невода имеют прямоугольную или слегка скошенную форму. Составляют их из вертикальных столбов, по ширине разных или кратных ширине стандартных кукол данной дели косина крыльев и приводов, если она имеется, создается за счет уменьшения высоты столбов к клячам При монтаже невода разница в высоте столбов равномерно распределяется по стене невода, и крыло получает необходимую косину. Распределение: дели и ячеи в неводах соответствует общему принципу: чем ближе к мотне, тем ячея должна быть мельче, а нитка толще. Как у большинства прочих закидных неводов, просвет на мотню составляет 1-2 м независимо от габаритов орудия лова. Высота входа в мотню ограничивайся верхней и нижней сорочками. Мотня большей частью клиновидная, а у малых неводов кольцевая. Рекомендуется применять прямоугольную более уловистую мотню.

Источник: https://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=434691
  • Читать далее

  •         Особенности конструкции закидного невода  повышенной уловистости с применением новых материалов

     

            Закидной невод относится к промышленному рыболовству и является отцеживающим орудием лова, широко применяемым в озерных, речных и морских прибрежных условиях.

           Основной характеристикой невода является практическая уловистость, то есть способность отцеживать определенные виды промысловой рыбы в зависимости от рельефа водоема.  Если невод спроектирован грамотно, то за счет плотного прилегания нижней подборы к дну исключается уход рыбы как в крыльях так и в мотне.

           Существует несколько способов решения этой проблемы. Первый направлен на оптимальное сопряжение нижней подборы невода с грунтом за счет:

    - применения подвесов, подзоров и подолов  в виде дополнительных огруженных крыльев, прикрепляемых к нижней подборе;

    - увеличения длины нижней подборы за счет различных коэффициентов посадки сетного полотна.

    Все эти решения повышают стоимость орудий лова и  трудоемкость их ремонта.

          Второй способ направлен на  оптимизацию конструкции крыльев и мотни классического невода за счет изменения их формы и размеров в сочетании с «ловушкой», удерживающей улов в мотне.

          В настоящее время компания «Пронтекс» перешла на новую технологию изготовления закидных неводов. На рис.1 представлен вариант классического равнокрылого закидного невода повышенной уловистости с применением новых материалов.

     

    Рис.1

     

     

    Это стало возможным благодаря появлению высокопрочных крученых утяжеляющих канатов  POLYTEX с различной утяжеляющей способностью. Применение утяжеляющих канатов  POLYTEX в качестве нижней подборы  позволило:

      - равномерно распределить груз нижней подборы и тем самым обеспечить более плотное прилегание ее к грунту;

      - обеспечить компактность невода;

      - исключить западание грузов в ячею и зацепы груза за каменистое дно;

      - производить текущий ремонт невода без трудоемких операций.

         Следующим направлением повышения уловистости неводов является особая конструкция проектирования «мотни с ловушкой». На рис.2 и 3 представлен раскрой такой мотни. Здесь мы не предлагаем высоких технологий, а оптимизируем уже известные решения.

                 Рис.2                                                             

     

     

     

      Рис.3

    Мотня изготавливается в форме трапеции, к боковым кромкам которой под углом 45град. вшивается  пластина («усынок).

    Размеры пластины рассчитываются исходя из высоты входа в мотню и длины мотни. Такая конструкция мотни с ловушкой  препятствует уходу рыбы из мотни в течение всего периода лова.

        В заключении о материалах для изготовления неводов. В настоящее время основным материалом является полиамидная дель. На российском рынке достаточно производителей как сырья так и самого материала. Для больших неводов и тралов целесообразно использовать полиэтиленовую дель, так как она не впитывает воду и уменьшает весовую нагрузку невода в сухом виде на 30%, в воде до 50%. Стойкость к УФ у полиэтиленовой дели ниже, чем у полиамидной. Таким образом у каждого из материалов есть свои достоинства и недостатки и выбор остается за потребителем.

       Компания «Пронтекс» готова в кратчайшие сроки спроектировать и изготовить невод любой сложности с применение утяжеляющих канатов  POLYTEX в качестве

    Источник: http://www.prontex.ru/doc/osobennosti-konstrukcii-zakidnogo-nevoda--povyshennoj-ulovis.html