Меню

6 класс Контрольный диктант по словообразованию


6 класс Контрольный диктант по словообразованию



1.Контрольный диктант.

  Соседские ребятишки предложили пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, готовили удочки, приманку.

  Заря едва разгоралась, когда мы отправились на речку. Лучи солнца касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

  Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листья деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

  Между тем солнце пригревало землю. Оно осветило окрестность и преобразило всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

  К обеду мы вернулись с хорошим уловом.

(89 слов)

2.Грамматическое задание (выполнить 4 задания).

1) Озаглавить текст.

2) Найти в тексте слова с чередованием в корне, выписать 3 слова, обозначить орфограмму.

3) Определить значение приставки в словах: пр…гревало,  пр…брежных, пр…обретало.

4) Найти в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок, оканчивающихся  на з и с», выписать по одному слову на каждый случай, обозначить орфограмму.

5) Сделать словообразовательный разбор слов: ветерок, закинуть.

6) Сделать морфемный разбор слов: ветерок, причудливый.



Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Источник: https://pandia.ru/text/80/529/40877.php
  • Читать далее

  • 6 класс

    Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V классе».

     

    Короток зимний день. Быстро вянет неяркий закат, тухнут розовые снега. Блеснут в последний раз золотом окна домов, ало посветят крыши и колокольни и ползут на город и реку сумерки.

    Небо чёрно и чисто, зеленовато горят редкие мелкие звёзды. Снег под ногами сверкает, колет глаза, скрипит. Всё кругом сковано морозом, неподвижно, мёртво. Только поднимается прямо к чёрному небу прозрачный дымок из трубы сторожки. Далеко внизу, на набережной, горят фонари, но самих фонарей не видно, одни редкие светлые пятна на снегу. Изредка проезжают машины, призрачный свет их фар скользит по крышам, по дороге, дрожит далеко по реке, и отчётливо слышен высокий звук моторов.

    Город спит, засыпан снегом, и даже в темноте всё смутно светится: улицы, овраги, дворы, сады.

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфемный разбор слова набережной.

    Выполнить фонетический разбор слова сторожки.

    Выполнить пунктуационный разбор 3-го предложения 1-го абзаца.

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Словообразование».

     

    Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов по дорогам к дальнему озеру.

    Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

    Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

    Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

    Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова верхушек.

    Графически обозначить в тексте корни с чередованием гласных.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».

     

    Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

    Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

    Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

    Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

    К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

     

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова соседские.

    Графически объяснить в тексте написание приставок пре- и при-.

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (I).

     

    Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди зарослей камыша.

    Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

    В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

    «Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.

     

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфологический разбор существительного камыша (из последнего предложения 1-го абзаца).

    Выполнить морфемный разбор слов побелели, свинцовая.

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (II).

     

    Русская зима.

    Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

    Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

    Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

     

    Грамматические задания:

    Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

    Выполнить морфологический разбор существительного (по) снегу (из последнего предложения).

    Выполнить морфемный разбор слов наполняется, глухарь.

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

     

    В поисках дороги.

    Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел незнакомые мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошёл через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.

     

     

    Грамматические задания:

    Выполнить синтаксический разбор 7-го предложения (Ночная птица…).

    Выполнить морфологический разбор прилагательного (в) неглубокой (из последнего предложения).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

     

    Вода и суша.

    Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из пятисот десяти миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты триста шестьдесят один миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только сто сорок девять миллионов квадратных километров.

    Следовательно, водная поверхность составляет около семидесяти одного процента всей поверхности Земли, а суша – двадцать девять процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти двум миллиардам квадратных километров.

    Из всех океанов тихий самый большой. Он занимает площадь сто восемьдесят миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает второе место по площади, Индийский – третье, а Северный Ледовитый – четвёртое.

     

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфологический разбор числительных двум миллиардам (километров) (из последнего предложения 2-го абзаца) и второе (из последнего предложения).

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Местоимение».

     

    Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

    Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

    На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

     

     

    Грамматические задания:

    Указать в тексте разряды всех местоимений 1-го абзаца.

    Выполнить морфологический разбор местоимения они (из 4-го предложения 1-го абзаца).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Глагол» (I).

     

     

    Битва во ржи.

    Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.

    Солнце уже давно село, догорает кроткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они всматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы словить их в высокой ржи.

    Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши поля от истребления.

     

     

    Грамматические задания:

    Разобрать по членам предложения 3-е предложение 2-го абзаца.

    Определить морфологические признаки глаголов не осталось бы, спасают.

    Выполнить морфемный разбор слов догорает, присматриваться, зорька.

     

     

     

    6 класс

    Контрольный диктант по теме «Глагол» (II).

     

    Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

    Ноябрь – начало ненастий. Ещё моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

    Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

    На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, собирают с неё спелые ягоды.

    Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

    Всё крепче забирает зима, всё чаще непогода. Крутится позёмка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

     

     

     

     

    Грамматические задания:

    Выполнить морфологический разбор глагола ложится (из 1-го предложения 3-го абзаца).

    Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения 4-го абзаца.

     

     

     

     

     

    6 класс

    Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».

     

    1.

    Приведите примеры слов с иноязычной частью «аква».

    2.

    Замените устаревшие слова современными синонимами.

    Очи, чело, ланиты, уста, перст, десница.

    Слова для справки: щёки, глаза, правая рука, губы, палец, лоб.

    3.

    Найди «четвёртое лишнее».

     

    Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

    Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

    Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

    4.

    Выпишите из толкового словаря одно заимствованное, одно устаревшее, одно диалектное, и одно профессиональное слово.

    5.

    Замените фразеологизмы синонимами.

    Задрать нос, спустя рукава, водить за нос.

    6.

    Перепишите, заменив отдельные слова фразеологизмами.

    Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.

    7.

    Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

    Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.

    8.

    Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

    Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kontrolnie_diktanti_6_klass_123809.html